Home » Информация комиссии » Шестая серия водяных фантазий в учебнике по химии

Шестая серия водяных фантазий в учебнике по химии

Цель данной заметки — еще раз обратить внимание на пути проникновения лженауки в учебные заведения через учебники, которые, как это не покажется удивительным, рекомендованы российским министерством образования. Вновь приходится говорить об учебнике «Химия. Основы химии живого» д. х. н. В. И. Слесарева, о котором упоминалось в статье «Вода водопроводная и аквакоммуникационная» в 12-м бюллетене «В защиту науки».

Слесарев. Химия

Михаил Архипов, член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой

Мы не касаемся основного содержания учебника, являющегося обычным компилятивным изданием базового курса. Такие издания выходят с определенной периодичностью и содержат обновления, как самого материала, так и педагогических приемов его подачи. Конечно, нельзя не отметить, что название, обещающее познакомить с секретами химии живого, не совсем точно отражает содержание учебника химии, которое ориентировано на будущих врачей. Поэтому название лишь рекламный ход, который использовал автор и не вызвал возражения у рецензентов.

Вернемся к первым сериям водных фантазий, содержащимся в пяти изданиях учебника. Напомним, что основные претензии были к шестой главе учебника, где говорится, что вода может изменять свои физико-химические свойства после обработки ее экстрасенсами и действия гомеопатических препаратов, и это происходит потому, что вода может переходить в различные структурно-информационные состояния. В природе якобы существует жидкая структурированная и деструктурированная вода, живая вода, рыхлая вода, свободная вода, и что жидкая вода имеет ажурную структуру. И это не пересказ содержания очередной околонаучной телевизионной передачи. Материал содержится в учебнике, который рекомендован Министерством образования и науки РФ, является победителем конкурса учебников и рецензировался профессорами московских университетов (см. обложку).

Некоторые страницы из учебника В.И. Слесарева
Slesarev2-titul-small slesarev3-128-small slesarev4-134-small

В 2015 году вышло шестое издание учебника. О нем автор сообщает на своем сайте по адресу www.slesarev.su . Сразу бросается в глаза то, как себя позиционирует хозяин сайта: «Видный специалист в области изучения структурно-информационных свойств воды и явления аквакоммуникации. В 2001 году открыл явление аквакоммуникации — способность воды воспринимать, сохранять, передавать и терять уровень организованности материального объекта, с которым она взаимодействует». Обратим также внимание на то, что сайт создан при поддержке WEB-Академии Методологии и Естествознания, которая, судя по ее сайту www.wame.su, является весьма специфической организацией, выпускающей «спин-полевые корректоры», «нормализаторы пространства» или вот «мультифрактальные камертоны», позволяющие эффективно переносить/«записывать» полезные свойства объектов-доноров живой природы (лекарственные травы, продукты пчеловодства, минералы и многое другое) на активированную воду и водные среды в акустическом, инфракрасном, оптическом и других диапазонах электромагнитных волн. Поставим здесь знак вопроса, и не будем пока комментировать деятельность этой академии и ее дружеские связи с В. И. Слесаревым.

Вернемся к шестому изданию. Хозяин сайта и автор учебника выложил для знакомства читателей со своим произведением полностью переделанную часть шестой главы, посвященной воде. С удовлетворением отметим, что из издания исчезло мнение автора о том, что после обработки воды экстрасенсами вода действительно изменяет свои физико-химические свойства. Исчезновение данного одиозного пассажа автор не сопровождает никакими комментариями. Неужели столь существенное свойство воды перестало существовать? Посмотрим, что нового содержит текст. Честно говоря, просто теряешься в многочисленных определениях вроде:

ВОДА в конденсированных состояниях — открытая, гомогенная, полярная, термодинамически неравновесная, кооперативная, самоорганизующаяся, СУПРАМОЛЕКУЛЯРНАЯ АКВАСИСТЕМА, целостность которой обеспечена единой, тетраэдрической, полиморфной, динамичной сеткой водородных связей между молекулами H2O.

Или:

Истинные водные растворы — гомогенные супрамолекулярные аквасистемы переменного состава с единой, ажурной и динамичной сеткой водородных связей, в акваполостях которой содержатся молекулы и ионы растворенных веществ, находящихся в постоянном интенсивном движении».

Как и приведенные фрагменты, текст пестрит псевдонаучными фрагментами, содержащими набор терминов, создающих впечатление научности. Автор упоминает «золотое сечение, лежащее в основе гармонии живого с позиций биоритмов и биоизлучений». Текст подобен словесному фонтану из терминов. Желающие могут потратить свое время на чтение и осмысление непростого учебного материала.

В конце В.И. Слесарев пишет так:

В заключение раздела хочется расширить кругозор читателя. ВОДА — это не только вещество, но и среда, которой характерны волновые свойства. Поэтому в XXI веке, по мнению автора, ВОДУ и все ЖИВОЕ следует рассматривать как природные, универсальные АКВАРАДИОСИСТЕМЫ. В этом и заключаются сложности и загадочность водных систем вообще, а в живых организмах — в особенности. Но об этом — в следующем издании учебника.

Все это оставляет гнетущее впечатление. Но, быть может, мы просто не знакомы с последними достижениями в этой области? Познакомимся со списком публикаций автора на сайте. Увы, список научных трудов Валерия Ивановича Слесарева не содержит статей, посвященных свойствам воды, в рецензируемых научных журналах. Есть лишь ссылки на участие в маргинальных конференциях, где собираются псевдоученые.

После всего этого хочется задать два вопроса.

Первый вопрос Министерству образования и науки, рекомендовавшему и, как мы видим, до сих рекомендующему этот учебник студентам естественнонаучных специальностей. Уже пятнадцать лет прошло с момента первого появления этой замечательной книги. Ведь уже выросли поколения врачей, выпускников Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, которые, полагаясь на мнение автора учебника, в прошлом завкафедрой химии этого вуза, считают возможным изменение свойств воды под действием экстрасенсов. Может быть министерство, наконец, определит свое отношение к этому учебнику?

Второй вопрос к профессору МГУ им. Ломоносова Николаю Васильевичу Зыку, рецензенту издания. Не хочет ли он выразить свое отношение к существующим версиям учебного пособия и высказать свое мнение о способности экстрасенсов обрабатывать воду, как он оценит новые откровения шестой редакции?

В заключение отметим, что В.И. Слесарев человек весьма экстравагантный и умеющий привлекать к себе внимание. Позиционируя себя в качестве специалиста по «водным радиосистемам», он в начале 2015 года просочился в Московский институт электроники и математики Высшей школы экономики, где ему предложили выступить в цикле лекций для студентов о последних открытиях и достижениях российских ученых. Содержание лекции В.И. Слесарева спровоцировало своего рода студенческие волнения, которые закончились скандалом федерального размера — cитуация с проникновением лженауки освещалась центральными телеканалами на всю страну. Поучительный репортаж был сделан на канале Россия 24.

Руководство вуза вынуждено было принести свои извинения учащимся. Приятно, что растет новое поколение критически мыслящих людей, способных дать отпор лженауке в стенах своих вузов.

Добавление от 10.01.2016

Если в ВШЭ студенты отбили атаку лженауки, то очень плачевная ситуация сложилась в вотчине В.И. Слесарева — Северо-Западном медицинском государственном университете (СЗГМУ) им. И.И. Мечникова, где он более двадцати лет руководил кафедрой химии. Она, безусловно, возникла после многолетних усилий В.И. Слесарева по внедрению своих идей в головы медиков еще со студенческих лет. Не удивительно, что псевдонаучные идеи пустили глубокие корни. Так, заведующая кафедрой лечебной физкультуры и спортивной медицины СЗГМУ имени И.И. Мечникова профессор, доктор медицинских наук Елена Гаврилова заявляла в интервью на кануне празднования Крещения в прошлом году:

…в дни Крещения — 17, 18, 19, 20 января изменяется структура всей воды на Земле. Это связано с перераспределением гравимагнитного поля между Солнцем и Землей, а также изменением структуры воды — она становится более плотной, можно сказать — намагниченной, изменяется ее pH, изменяется электропроводность. Это данные исследований, в частности, НИИ экологии Российской академии медицинских наук. И все это происходит во всей воде на Земле, в частности, в водопроводной.

При этом, по словам Гавриловой, если такую воду еще и освятить по всем правилам, тогда она становится «в два раза полезнее». Этот пример наглядно демонстрирует последствия разрушительной для научной картины мира многолетней преподавательской деятельности В.И. Слесарева, внедряющего свои идеи в головы медиков со студенческой скамьи. Можно только развести руками: что теперь со всем этим делать — плакать или смеяться? Думаю, что плакать от лечения «в два раза более полезной» водой придется пациентам и их родственникам.