Home » Информация комиссии » Академик Александров: Разгул лженауки превращает Россию в «средневековое государство»

Академик Александров: Разгул лженауки превращает Россию в «средневековое государство»

Продолжающаяся утечка мозгов и недостаток финансирования — не единственная причина проблем российской науки, которые она испытывает со времен распада Советского Союза. Подъем лженауки оказался настолько мощным, что в ответ на него Российской академии наук (РАН) пришлось сформировать специальный орган — комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.


Интервью председателя комиссии академика РАН Евгения Александрова было опубликовано на английском языке в газете «The Moscow Times»3 сентября 2015 года.
Вопросы задавала Елизавета Верейкина.

[English version]

Действительно ли российская наука нуждается в защите?
Я бы не сказал, что мы защищаем науку. Наша главная задача — защищать государственный бюджет России от расхищения. Очень часто под прикрытием лженаучных проектов миллионы долларов уходят в никуда. Мы информируем государство о том, что его дурачат.

Что такое лженаука?
Наша комиссия определяет лженауку как утверждения, которые противоречат фундаментальным законам природы, таким, например, как законы сохранения энергии или углового момента. … Мы отслеживаем псевдонаучные сообщения и заявления, за которыми обычно следуют попытки получить государственное финансирование под маской «научного прорыва».

Чаще всего подобное мошенничество наблюдается в сфере медицины и вооружения. Дважды в год мы выпускаем бюллетень, в котором сообщаем обо всех подозрительных случаях.

С какого рода ситуациями вам приходится иметь дело?
Почти ежедневно мы получаем запросы о новых «квантовых биорегуляторах» и «корректорах ауры». Недавно пришел проект, в котором заявлялось об изобретении «гравитационной пушки».

Недавно в нашем бюллетене мы писали о таблетках «Анаферон». Мощная рекламная кампания в интернете подавала их как «иммуномодулятор», якобы способный вылечить грипп. Но в действительности это типичная гомеопатическая пустышка.

В аннотации написано, что одна таблетка 10−15 нг/г содержит действующего вещества. Ученому это число говорит, что присутствует не более одной молекулы действующего вещества на миллион упаковок «Анаферона».

Помимо публикации в бюллетене мнения комиссии об «Анафероне», предпринимали ли вы какие-то другие попытки, для того чтобы остановить его распространение?
Однажды врач прописал «Анаферон» мне самому. Я пошел к главному врачу больницы и показал ей статью об этом препарате из Википедии, а также его аннотацию. Она воскликнула: «Как же так! Они же нас обманывают!». И это все что она сделала. Затем я написал письмо главному редактору издания, где этот препарат рекламировался, указав, что нехорошо популяризировать средство, не дающее никакого эффекта. Ответа не последовало, а рекламная кампания продолжилась.

Обращались ли вы в суды, для разоблачения подобных ситуаций?
Нет, мы лишь отправляем лжеученым свои заключения относительно их продукции. Мы также обращаемся в СМИ, официальные органы и научные организации.

Наоборот, лжеученые подают против нас судебные иски. Самая серьезная судебная баталия была у нас недавно с Виктором Петриком, крупнейшим уже ученым нашего времени. Он через суд требовал с нас 6 миллиардов рублей в качестве компенсации своих «репутационных потерь».

В 1980-х годах Петрик был приговорён к 11 годам заключения за кражу со взломом, грабеж и вымогательство. После выхода на свободу, ему каким-то образом удалось преподнести себя как академика семи самопровозглашенных академии, и в 2000-х годах он сильно сблизился с российской правящей элитой, в особенности со спикером Государственной Думы Борисом Грызловым.

Все его сто патентов — это лишь повторения давно открытых физических и химических явлений.

Мы проанализировали лженаучный проект Петрика и Грызлова «Чистая вода» и постарались предотвратить выделение на него финансирования Государственной Думой. По проекту планировалось изготовить и установить по всей России фильтры для воды на основе «наноуглеродного сорбента». Эти фильтры назывались «Шойгу» [в честь внешнего министра обороны Сергея Шойгу] и маркировалисть стикерами партии «Единая Россия».

Специальная комиссия, организованная РАН, включающая химиков и физиков, пришла к заключению, что Петрик ничего не сделал в науке, и действует исключительно как предприниматель.

Безумие, но Петрик был фактически главным научным советником российского парламента. Заместитель Грызлова Светлана Орлова заявляла нам, что «вся Российская академия наук не стоит одного Петрика!»

Пытались ли вы сообщить президенту Путину об этих лженаучных заявлениях?
Владимир Путин знает о нас и поддержал нашу работу на Общем собрании Российской академии наук в мае 2012 года, сказав: «Нужно убрать все то, что дискредитирует научное сообщество, снижает его авторитет. Тем более следует быть нетерпимым к тем, кто паразитирует на науке. И здесь хочу отметить принципиальную позицию членов Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований».

Я думаю, что в действительности мы выиграли суд против Петрика благодаря этой поддержке Путина. Я также заметил, что с того времени к нам стали проявлять больше уважения. По крайней мере, некоторые СМИ теперь отвечают на наши электронные письма.

Вам удалось остановить финансирование проекта «Чистая вода», а какие дорогостоящие псевдонаучные проекты смогли все же получить государственные средства?
Так называемые торсионные поля широко обсуждались в России с конца 1980 годов. РАН неоднократно заявляла, что это лженаука, но наши слова игнорировались. В 2008 году Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева запустил спутник «Юбилейный», на котором установили двигатель, основанный на этих «торсионных» технологиях.

Ожидалось, что этот двигатель выведет спутник за пределы Солнечной системы. Эта идея противоречит фундаментальному закону сохранения углового момента.

Академики РАН неоднократно выражали свою обеспокоенность относительно роста обскурантизм в нашем обществе. Почему оккультисты и целители столь популярны в России? Потому что их любят СМИ! Возьмите любую газету или включите ТВ. [Вы увидите] шоу, статьи и рекламу целителей, утверждающих, что они лечат смертельные заболевания, помогают найти мужа или жену, снимают заклятия. Они обещают такое, чего никогда не пообещает врач.

И что еще более абсурдно, эти шарлатаны сотрудничают с нашим государством. Например, в 2013 году прошла конференция «Актуальные проблемы расследования преступлений», организованная Следственным комитетом России. В рамках этой конференции работала секция, посвященная «нетрадиционным способам получения криминалистически значимой информации». На ней говорилось, что гипнотизеры и оккультисты способны помочь в расследовании преступлений, просто посмотрев на фотографии жертв. Чисто средневековый подход!

Есть ли законы или законопроекты, предложенные российскими властями, с которыми вы категорически не согласны?
Наш парламент недавно поддержал запрет генетически модифицированных организмов (ГМО), и тут я считаю, что депутаты просто понятия не имеют о том, что они делают. ГМО-фобия — это заблуждение, используемое популистами. Все сельскохозяйственные культуры генетически модифицированы. Генетика помогает нам получать необходимые культуры значительно быстрее. Фактически, человечество удается прокормить себя благодаря генной инженерии. В 15-м выпуске нашего бюллетеня мы опубликовали письмо Общества научных работников премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором объясняется, что ГМО не опасны для человека, и что недавно принятый закон уничтожает генную инженерию в России. Письмо подписали 325 докторов и кандидатов наук — биологов, биофизиков, генетиков, физиологов и др. Мы также опубликовали ответ из Министерства образования и науки, в котором, с одной стороны, выражается согласие с тем, что биотехнология — одна из важнейших отраслей российской науки, и, вместе с тем, поддерживается идея усиления ограничений на использование ГМО в России.