Публикации «Российской газеты» не раз вызывали критику Комиссии РАН по борьбе с лженаукой. Увы, повлиять на редакционную политику правительственной газеты не удается, но редакция готова давать слово представителям Комиссии. В январе вышло интервью академика Евгения Александрова, которое воспроизводится здесь с восполнением некоторых сокращенных при публикации фрагментов.
Интервью с академиком Евгением Александровым, председателем Комиссии РАН по борьбе с лженаукой вышло в «Российской газете» 20 января 2016 г. Вопросы ему задавал зам. редактора отдела науки, образования и медицины Юрий Медведев.
— Начну с крамольной мысли: ряд ученых считают, что лженаука непобедима в принципе, так как она эксплуатирует врожденные качества человека, например, тягу к чуду.
Евгений Александров: Всем нам хочется чуда. Так устроен человек. Но беда, когда чудо пытаются выдать за реальность. А благодаря многим СМИ, которые беззастенчиво поднимают рейтинг на подобных сенсациях, это превращается в массовое оглупление населения. У людей формируется искаженная картина мира. Если бы лженаука занималась только «чудесами», это было бы не так опасно и вредно. Но она агрессивна, стремится залезть в кошелек государства и простого человека.
— Недавно вышла книга про пси-войны (ее презентация прошла в медиацентре «Российской газеты» — Ред.), где наши и американские военные и феномены раскрывают секреты, как они многие годы «воевали» друг против друга. Экстрасенсы следили за подводными лодками, искали секретные объекты, даже якобы считывали «мозги политиков». Эти лаборатории сейчас закрыты, так как обе стороны убедились в их полной бесполезности. Но почему они многие годы вообще финансировались? Неужели не понимали, что это чушь?
— Финансирование подобных «исследований» связано, разумеется, с некомпетентностью руководства, регулярно одурачиваемого вздором, распространяемым СМИ. Кроме того, в областях вооружений и всяческой шпионской техники существует нечто вроде сговора противостоящих сторон. Каждая из них запугивает собственное руководство сказками про успехи противоположной стороны. Этому особенно способствует атмосфера секретности. Насколько мне известно, американцы потратили на весь этот «экстрасенсорный» бред существенно меньше 100 млн долларов, и они первыми закрыли эти темы.
— Но кажется, что лженаука, которая много лет трясла государственный кошелек, умерила аппетиты. В последнее время не слышно про новые торсионные поля, про новых Петриков, стремившихся извлечь из казны сотни миллиардов рублей, никто не предлагает президентам страны получать энергию из камня. Выходит, что лженауки у нас стало меньше?
— Действительно, стало меньше тех, кто пытается проникнуть в бюджет через заднюю дверь. Но число изобретателей вечных двигателей, открывателей антигравитации, борцов с теорией относительности и квантовой механики вовсе не сократилось. Наша комиссия постоянно получает из высоких кабинетов задания оценить тот или иной проект таких энтузиастов. И это, по-моему, вполне нормально. Главное, что на подобные проекты из казны уже не выделяются миллионы. Каждый из них обязательно проходит научную экспертизу.
Среди авторов лженаучных проектов есть особая группа — люди, которые получили признание в той или иной сфере экономики. Скажем, генеральный директор оборонного предприятия получил все награды и премии и вдруг решил, что он вполне может судить обо всем на свете. Начинает заниматься не своим делом, создает какой-то, как ему кажется, прорывной проект и пробивает его за счет своих связей. Вот с такими «высокопоставленными» изобретателями бороться крайне трудно. Но повторяю, сейчас ситуация с крупными лженаучными проектами и притязаниями на казну куда менее тревожная. Центр лженауки переместился в целительство и медицину, которые нацелены на кошелек простого человека. Здесь крутятся огромные деньги.
— Людей дурят не только колдуны и маги. Процветает наукообразная медицина. Интернет забит чудодейственными приборами биорезонанса и биоинформатики, которые лечат от всего. Какова позиция медицинских академий и минздрава, которые дают «добро» на подобную технику?
— Псевдомедицина — очень важная и очень болезненная тема. Мы неоднократно изучали эту «чудо-технику». В большинстве случаев это просто муляжи с мигающими лампочками, их воздействие сводится к эффекту плацебо. В самом лучшем случае некоторые приборы ничем не превосходят старинную технику из арсенала физиотерапии.
Хочу подчеркнуть, что изготовителями всей этой продукции являются не какие-то неизвестные проходимцы, а солидные фирмы с корнями в отечественной оборонке. Большинство таких приборов безвредно для здоровья, что и подтверждается сертификатами минздрава. А вот как они лечат? Это никто не оценивает. Ведь они не проходят клинических испытаний на эффективность лечения. Поэтому авторы беззастенчиво рекламируют свои чудо-приборы.
— Но ведь есть специальные процедуры прохождения медицинской техники до пациентов. Есть медицинская наука, которая должна сказать свое слово…
— Вы словно не слышали про коррупцию и откаты… В ходе академической реформы в большую академию влилась Российская академия медицинских наук. Вместе с ней мы получили и объект для самокритики. Эта академия заражена лженаукой.
Приведу только один из многочисленных примеров. Уже три года я получаю возмущенные письма о целительской практике доктора медицинских наук Сергея Коновалова из института биорегуляции и геронтологии РАМН. Он проводит сеансы массового исцеления от всех болезней с явными признаками оккультизма. Собирает стадионы, билет на эти шоу стоит 3,5 тысячи рублей.
Увы, наша комиссия против него пока оказалась бессильна. На наши письма директор института отвечает, что его не интересуют увлечения сотрудника, не связанные с научной работой. И вообще он отличный работник. Мы обращались к руководству медицинской академии, тоже пока безрезультатно.
И Коновалов не одинок, у комиссии есть достаточно материалов об участии ряда членов медицинской академии в сомнительных с точки зрения науки работах. Мы будем заниматься этой темой.
— Большинство людей вообще не интересуются наукой, рейтинги телепередач о ней намного ниже, чем у «Битв экстрасенсов», тайн Анны Чапман, а фильм о тайне воды побил все рекорды. Гороскопы идут на ура. И сколько ни твердят ученые, что все это полная чушь, не помогает. Может, оставить их в покое, пусть желающие смотрят свои любимые передачи? Людей не переубедишь. Каждому свое…
— Нобелевский лауреат академик Гинзбург говорил, что ситуация с лженаукой — это лакмусовая бумажка состояния общества. Нельзя сознательно оболванивать собственный народ. Тем более потворствовать и плодить лженауку, играя на каких-то врожденных свойствах человека. Кстати, в основе наркомании и преступности тоже лежат определенные врожденные качества человека, но никто не говорит, что с этими пороками не надо бороться.
Вообще настоящая наука и лженаука — это своеобразные сообщающиеся сосуды. Когда наука «сжимается», а роль ученого в обществе падает, бурно расцветает лженаука. Свято место пусто не бывает. Это прекрасно понимали в СССР. Вспомните миллионные тиражи научно-популярных журналов и книг, на которых выросли целые поколения. Именно они создали нашу космонавтику и атомную энергетику, построили вторую в мире экономику. А что построит нынешнее поколение, «потребляющее» гороскопы и басни про всяческих феноменов?
— В свое время рассматривался закон о запрете магов и целителей. Что с ним?
— Насколько я знаю, законопроект застопорился. Наши законодатели не решили, как отличить истинного мага от мошенника. То есть законодатели убеждены, что истинные маги существуют! Что здесь еще комментировать?
— В 2013 году ситуация с лженаукой рассматривалась в Совбезе РФ. Что вы рекомендовали и что сделано?
— Прежде всего мы настаивали, чтобы «прорывные проекты», которые претендуют на государственный кошелек, направлялись на экспертизу в РАН. И эта рекомендация, похоже, выполняется. Мы также предлагали, чтобы о материалах работы нашей комиссии сообщалось в СМИ. Люди должны из первых рук узнавать, что многие громкие сенсации на самом деле — откровенная лженаука.
Вообще мы были полны энтузиазма, ведь к нашему голосу прислушалась власть. Увы, именно тогда началась реформа академии, и проблемы лженауки отошли на второй план.
См. также: